+7(812)309-98-79

Юзабилити тестирование

usability-testirovanie

Преимущества юзабилити-тестирования

  • Сокращение времени разработки.
  • Обеспечение конкурентных преимуществ.
  • Обратная связь с целевой аудиторией.
  • Увеличение конверсии.

Юзабилити тестирование – проверка на «выживаемость»

Юзабилити тестирование – это оценка удобства пользования ресурсом. Обязательное условие этого метода – привлечение к исследованию представителей целевой аудитории.

Пять составляющих юзабилити – тестирования

Известный специалист из Дании Якоб Нильсен выделяет в юзабилити тестировании пять составляющих:

  • обучаемость – насколько легко и быстро пользователь осваивает новый интерфейс;
  • эффективность – насколько успешно и быстро пользователи выполняют свои задачи;
  • запоминаемость – как быстро навыки работы с интерфейсом восстанавливаются в памяти после перерыва;
  • особенности ошибок – какие ошибки и в каком количестве пользователи делают при работе;
  • удовлетворенность – приятно ли людям пользоваться интерфейсом.

Основная задача юзабилити-тестирования - выяснить, насколько сайт удобен именно для его целевой аудитории. Разработчики и дизайнеры могут думать, что сайт идеален для пользователей, но этот факт еще предстоит доказать или опровергнуть

Процесс исследования и фиксирование результатов

Во время юзабилити тестирования привлекаются реальные пользователи, ранее не знакомые с сайтом и его дизайном. 

Важно не забывать, что предметом тестирования являются возможности сайта, а не способности пользователей. Если представитель ЦА допускает ошибку, то она фиксируется как проблема на сайте, а не как недостаток сообразительности пользователя.
Сложность заключается в том, что не все участники юзабилити-тестирования правильно понимают его задачи. Например, они могут завышать оценку, чтобы не оскорбить в лучших чувствах его создателей. Поэтому, в первую очередь необходимо анализировать то, как пользователи справляются с задачами, а уж потом оценку, которую они выставляют сайту.

Один из новейших способов юзабилити тестирования – ай-трекинг. Он заключается в том, что специальный прибор, ай-трекер, отслеживает каждое перемещение глаз пользователя, тестирующего сайт. 

Таким способом можно определить, какие части интернет страницы остаются без внимания, а какие вызывают повышенный интерес. Приборы помогают точно определить, как распределяется по странице внимание пользователя

Почему юзабилити тестирование так важно?

Можно подумать, что если и разработчики, и заказчик полностью удовлетворены результатом, то можно обойтись без юзабилити тестирования, понадеявшись на собственное знание продукта и психологии ЦА. Это в корне неправильно.
Юзабилити и его правильное понимание – это важнейшее условие выживания в сети. Если пользователю неудобно работать с ресурсом, он уходит с него. 

Если интерфейс не дает четкого представления о том, чем занимается компания, посетитель не будет разгадывать загадки, он уйдет. Если тексты непонятны и навигация запутана – посетитель уйдет.
И самое главное: то, что представляется понятным и логичным для разработчика, не всегда является таковым для пользователя!

Интересные факты

  • Юзабилити-тестирование позволяет сосредоточить силы и внимание на тех функциях, которые действительно необходимы вашим пользователям.
  • 58% посетителей, испытавших проблемы с удобством использования сайта, на него больше никогда не возвращаются.
  • Юзабилити позволяет сократить расходы на дорогостоящую техническую поддержку сайта.
 
Алгоритм работы следующий:
1

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Мы изучаем интерфейс, ваши пожелания, а также самые распространенные вопросы в службу поддержки. На основе полученных выводов составляется список вопросов для теста. То есть у нас возникают гипотезы о том, какие элементы интерфейса работают хорошо, а какие – плохо. На этом этапе мы составляем список предположений, проверить которые можно только тестированием с участием реальных пользователей из вашей целевой аудитории.

2

ПОДГОТОВКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

На основании списка вопросов мы составляем задачи теста и сценарий тестирования. Планируем проверку подготовленных гипотез и способы замеров интересующих нас параметров интерфейса: субъективной удовлетворенности пользователей, скорости их работы, количества ошибок, скорости овладения интерфейсом, сохраняемости полученных навыков.

3

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ

На этом этапе мы составляем психофизиологические портреты потенциальных пользователей, занимаемся их поиском и формируем группу респондентов.

4

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В обстановке, максимально приближенной к рабочей, выбранные пользователи выполняют тестовые задания в прототипе или в самой системе. Возникающие проблемы (вопросы, ошибки) фиксируются.

5

СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Мы анализируем полученные результаты и составляем отчет, в котором описываются все обнаруженные недостатки интерфейса, степень их важности, а также возможные причины возникновения и пути устранения.