+7(812)309-98-79
Преимущества юзабилити-тестирования
Юзабилити тестирование – это оценка удобства пользования ресурсом. Обязательное условие этого метода – привлечение к исследованию представителей целевой аудитории.
Известный специалист из Дании Якоб Нильсен выделяет в юзабилити тестировании пять составляющих:
Основная задача юзабилити-тестирования - выяснить, насколько сайт удобен именно для его целевой аудитории. Разработчики и дизайнеры могут думать, что сайт идеален для пользователей, но этот факт еще предстоит доказать или опровергнуть
Во время юзабилити тестирования привлекаются реальные пользователи, ранее не знакомые с сайтом и его дизайном.
Важно не забывать, что предметом тестирования являются возможности сайта, а не способности пользователей. Если представитель ЦА допускает ошибку, то она фиксируется как проблема на сайте, а не как недостаток сообразительности пользователя. Сложность заключается в том, что не все участники юзабилити-тестирования правильно понимают его задачи. Например, они могут завышать оценку, чтобы не оскорбить в лучших чувствах его создателей. Поэтому, в первую очередь необходимо анализировать то, как пользователи справляются с задачами, а уж потом оценку, которую они выставляют сайту.
Один из новейших способов юзабилити тестирования – ай-трекинг. Он заключается в том, что специальный прибор, ай-трекер, отслеживает каждое перемещение глаз пользователя, тестирующего сайт.
Таким способом можно определить, какие части интернет страницы остаются без внимания, а какие вызывают повышенный интерес. Приборы помогают точно определить, как распределяется по странице внимание пользователя
Можно подумать, что если и разработчики, и заказчик полностью удовлетворены результатом, то можно обойтись без юзабилити тестирования, понадеявшись на собственное знание продукта и психологии ЦА. Это в корне неправильно. Юзабилити и его правильное понимание – это важнейшее условие выживания в сети. Если пользователю неудобно работать с ресурсом, он уходит с него.
Если интерфейс не дает четкого представления о том, чем занимается компания, посетитель не будет разгадывать загадки, он уйдет. Если тексты непонятны и навигация запутана – посетитель уйдет. И самое главное: то, что представляется понятным и логичным для разработчика, не всегда является таковым для пользователя!
Интересные факты
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Мы изучаем интерфейс, ваши пожелания, а также самые распространенные вопросы в службу поддержки. На основе полученных выводов составляется список вопросов для теста. То есть у нас возникают гипотезы о том, какие элементы интерфейса работают хорошо, а какие – плохо. На этом этапе мы составляем список предположений, проверить которые можно только тестированием с участием реальных пользователей из вашей целевой аудитории.
ПОДГОТОВКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
На основании списка вопросов мы составляем задачи теста и сценарий тестирования. Планируем проверку подготовленных гипотез и способы замеров интересующих нас параметров интерфейса: субъективной удовлетворенности пользователей, скорости их работы, количества ошибок, скорости овладения интерфейсом, сохраняемости полученных навыков.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ
На этом этапе мы составляем психофизиологические портреты потенциальных пользователей, занимаемся их поиском и формируем группу респондентов.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
В обстановке, максимально приближенной к рабочей, выбранные пользователи выполняют тестовые задания в прототипе или в самой системе. Возникающие проблемы (вопросы, ошибки) фиксируются.
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Мы анализируем полученные результаты и составляем отчет, в котором описываются все обнаруженные недостатки интерфейса, степень их важности, а также возможные причины возникновения и пути устранения.